Идеи для сказки

О пользе сказок

Для детей каждого возраста сказки свои, но есть в них что-то общее: на примере героев малыши усваивают жизненно важную информацию. Очень часто в историях даются противопоставления: нищета и богатство, смелость и трусость, трудолюбие и лень, ум и глупость, дети учатся видеть грань между этими понятиями без помощи взрослых, формируются и личностные качества чада.

Детские сказки очень важны для развития воображения, для становления детской психики.

Совместное чтение очень сближают, между вами быстрее установятся доверительные взаимоотношения. Очень важно не просто читать книгу, но и обсуждать ее. Расспросите ребенка, какие герои ему понравились, а какие нет, почему, дайте ему высказаться и не перебивайте. Не навязывайте чаду свое мнение, иначе малыш не научится делать выводы самостоятельно. Пусть это потребует времени, но зато кроха выучит уроки сказки самостоятельно, а значит, и эффект будет более значимым.

Сказка – ложь – да в ней намёк: как определить главную идею сказки

Можно попробовать сделать сказку на новый лад: народные истории в современной обработке – беспроигрышный вариант. Можно предложить ребенку придумать новое окончание уже известной сказке: к примеру, как делили репку участники сказки.

Будет забавно, если вы поменяете злых и добрых героев местами: скажем, та же Красная шапочка будет непослушной, а волк будет ее перевоспитывать. Рассказывая известную детскую сказку, которую ребенок уже слышал, нарочно допускайте ошибки: пошла Желтая шапочка по дороге (пусть исправит, что не Желтая, а Красная).

Помогите ребенку развить фантазию, научиться общаться и выражать свои мысли, ведь сказка – самая подходящая возможность для этого. Подключите к рассказам папу и других близких родственников, организуйте домашний театр, это познавательно и весело, а главное здорово сблизит и сплотит семью!

Прежде чем приступить собственно к написанию сказки, вам нужно ответить на вопрос: А для чего/кого я вообще хочу написать сказку?

Дело в том, что от ответа будет зависеть всё остальное – и вид сказки, и её форма, и стиль написания. Можно сказать – суть сказки – это её сердцевина, та капля сладкого нектара, ради которой раскрывается яркий необычный цветок – художественное оформление сказки.

Прежде всего, стоит задуматься о возрастном ограничении.

Сказки для детей

Тут всё просто: сказка для малышей лет до 3-4 не может быть перегружена серьёзными философскими смыслами.

Для примера и изучения вспомните и немножко поанализируйте русские народные сказки для самых маленьких: «Репка», «Курочка-Ряба», «Колобок». Они очень просты по структуре и в них часто используются повторяющиеся элементы сюжета (катится Колобок и встречает…), присказки («тянут-потянут, вытянуть не могут»), напевность, ритмичность – малыши не воспринимают сложные предложения.

Детям лет с пяти и до школы уже интересны сюжетные сказки, но всё же простые, с упрощёнными героями, в которых есть одна-две доминирующих черты характера: «добрый-злой» «хитрый», жадный, «смелый». Золушка, Иван-царевич, Кощей, Буратино. Очень хорошо в этом возрасте ложатся стихотворные сказки Пушкина, «Конёк-горбунок», поскольку в них, помимо идеи и смысла заложен ещё и ритм.

Чем старше, тем, соответственно, сложнее сюжеты и герои. Ближе к подростковому возрасту герои сказок и сюжеты уже приобретают неоднозначность, конфликтность, напряжение. Сюжеты становятся более «закрученными», приобретают черты приключений и детективов. Классика – серия о Гарри Поттере, где почти нет однозначных, «плоских» героев.

Сказки для взрослых

Идеи для сказки

Да-да, а вы как думали, куда отнести Фродо с Гендальфом, вампиров и оборотней, героев набирающего популярность жанра литРПГ (ролевой игры), современных бесчисленных «золушек», процветающих в романах и сериалах, а также фантастику?

Всё это тоже можно отнести к жанру сказки, чистейшего художественного вымысла.

https://www.youtube.com/watch?v=https:TYkfXlJ-xLI

Но в каждом случае, определив свою целевую аудиторию, подумайте, какой- всё же смысл, урок, идею, пользу, мораль вы внесёте в своё творение. Это поднимет вашу сказку на порядок, сделает её не просто чтивом для развлечения, но мощным воспитательно-развивающим средством.

Лучше всего, если вы, определившись, для кого вы будете писать сказку, до того как непосредственно сесть писать, «прошерстите» несколько десятков аналогичных сказок разных авторов.  Это настроит вас на нужный стиль и лад, поможет понять, какие вам нужны смыслы и герои. Каждый раз после очередного прочтения задавайте себе вопрос: в чём главный посыл этой сказки? Подходит ли он мне?

Найдите свой смысл и сформулируйте его в одну-две ёмких фразы.

Идеи для сказки

Например: «Я буду писать сказку для подростков – главный посыл в том, чтобы находить настоящих друзей не по внешности и популярности, а по качествам души. Это будет история о большой дружбе».

Предлагаем ознакомиться  Чем покрасить кирпичную стену внутри дома

И можно приступать к определению вида сказки, которую хотите написать.

Если в детских, «малышовых» сказках, как я уже говорила выше, герои должны быть максимально простыми, с одной-двумя главными и понятными ребёнку чертами характера, то чем «старше» сказка, тем больше всё в ней будет зависеть от главных героев.

Самое главное – ваши герои должны нравится детям! А чтобы они нравились детям, они должны быть немножко на них похожи и попадать в схожие психологические ситуации. Вот почему семейные сказки – это самые лучшие сказки для ваших детей!

На основе этого подхода – написании индивидуальной сказки для малыша или взрослого – работает целое психологическое направление, «сказкотерапия», которое эффективно решает психологические проблемы и сложности воспитания в семье.

Итак, герой. Без убедительного и обаятельного героя не напишешь хорошей истории. Именно герой получает те уроки, которые автор вкладывает в сказку, а читатель получает этот урок по максимуму только при условии, что он симпатизирует главному герою, переживает за него.

Если вы пишете сказку для собственного ребёнка, кому, как не вам знать его особенности, склонности, сильные и слабые стороны? Вложите их в своего героя, поместите его в ситуации, фантастический антураж, за которым скрываются реальные трудности роста и взросления, и вы напишете самую лучшую сказку для своего ребёнка.

https://www.youtube.com/watch?v=https:OQ0COg3OayU

Если же вы пишете просто «для себя», определитесь, кому будет симпатичен ваш герой. Наделите его теми чертами, которые понравятся тому типу читателей, на который вы рассчитываете. Если хотите увлечь подростков – говорите о том, что важно для них.

Подумайте, почему, например, Гарри Поттер вызвал такую мощную волну-отклик среди подростков? Какие качества героя совпали с их внутренним мирооощущением, «зацепили» их настолько, что дети бросили играть в компьютерные игры, перестали зависать в интернете и стали читать эти книги? А они стали – это невероятно, но это так.

Ответив на этот вопрос, проанализировав героев тех сказок, которые нравятся лично вам и вашим детям, вы многое сами сможете понять о том, какими чертами и склонностями наделить героя вашей собственной сказки. Составьте карту-план ваших главных героев, внеся туда качества характера, их историю, привычки, склонности, недостатки и странности. Чем объёмнее сказка, тем подробнее надо расписывать главных героев.

Более подробно о героях, принципах их конструирования вы можете ознакомиться в этой статье и моей литературной школе «Живое Слово» ВК и в группе-потоке «Сказка рядом», о которой подробнее расскажу в конце статьи.

Чтение сказок

Будет здорово, если совместные чтения станут семейным ритуалом, лучше всего отвести ему отдельное время: к примеру, незадолго до сна. Читайте оригинальные сказки, а не современные адаптированные или укороченные варианты. Будет лучше, если за один вечер вы одолеете только одну историю, зато сможете обсудить ее и постичь смысл.

Давайте подумаем, чему же нас учат сказки. Прежде всего тому, что за черной полосой всегда наступает белая, поэтому никогда не нужно сдаваться. Не надо верить лести и лжи («Лисичка-сестричка и братец волк»), хвастаться («Колобок»), открывать дверь незнакомцам («Волк и семеро козлят») и так далее. После того как сказка прочитана, обговорена, можно попробовать обыграть ее.

От «Колобка» до «Гарри Поттера»: виды и жанры сказок

Раньше, до появления СМИ и телевидения с интернетом, сказки по-простому делились на волшебные, про животных и социально-бытовые. Сейчас же жанров и видов сказок столько, что разобраться в них досконально не может никто.

Но всё же я бы заранее определилась, к какому хотя бы направлению вы тяготеете: детские, волшебные, бытовые сказки (тесно связанные с повседневной жизнью), мистические истории, народный фольклор, юмористическая сказка, философская притча, фентези-истории, фантастика и так далее.

Почему стоит повнимательнее отнестись к жанрам? Потому что каждый имеет свою специфику, стилистические особенности и законы. Например, в фольклорной сказке недопустимо использовать современную лексику, если только вы не задумали пародию, а они, кстати, пользуются популярностью!

В общем, ограничений по большому счёту, нет. Но если у вас выраженная тяга к какому-либо определённому жанру – совет тот же, что и с возрастом: читайте сказки и истории похожие по стилю, отмечайте, что вам нравится и что вы бы могли использовать для своего творчества. Я отнюдь не призываю к плагиату. Я призываю учиться у мастеров и не вижу ничего плохого в подражательстве на ранних этапах творчества: на этом растут все творческие люди.

Сказкотерапия

Как бы странно это не звучало, в психологии есть такое направление как терапия сказками. Рекомендуется использовать этот метод с детьми 3-5 лет, которые уже могут рассказать родителям, что их волнует или гнетет. Придуманные ситуации, обыгранные в сказочной форме, помогут справиться со страхами или переживаниями.

Предлагаем ознакомиться  Идеи для сервировки новогоднего стола

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

К примеру, ребенка обижает в садике какой-то мальчик. Можно придумать сказку, в которой незаметно подсказать ему решение проблемы. Главное – не провоцировать чадо на излишнее насилие. Будьте изобретательны, придумайте для ребенка персонажа и назначьте ему «помощников»: доброту, ум, силу, хитрость, сочувствие и так далее.

Потом придумайте персонажей, которые смогут помочь главному герою: мудрый лев, древняя черепаха, хитрая лисичка. Пусть советы исходят от них, так вы незаметно сможете подсказывать ребенку, как повести себя в той или иной ситуации. Попросите кроху тоже принять участие в сочинении сказки, добавлять подробности или исправлять вас, если ему что-то не нравится.

Включите воображение

Начать сказку можно, опираясь на стандартное начало фольклора: «Жили были», «В некотором царстве», «Давным-давно, когда тебя еще на свете не было». Потом выбираем главного героя: главное – помнить, что вы сочиняете именно сказку, волшебную и таинственную, поэтому главным героем может быть не только человек, но и эльф, фея, животное или даже предмет. Наделите героя какими-то интересными чертами: попросите ребенка помочь вам придумать внешность, таланты, черты характера.

Теперь придумываем основу сказки: как показывает практика, больше всего приключений ожидает героя, когда он отправляется в путешествие. Вы можете рассказать ребенку о настоящих странах (о климате, животных, растениях), а можно придумать свою Нетландию. У главного героя должны быть и друзья, так что их тоже хорошо бы обрисовать яркими красками. Сочинение сказки займет не один вечер, так что веселый и полезный досуг вам обеспечен.

Идеи для сказки

Незаметно можно включать в повествование поучительные элементы: главный герой ценил дружбу, переходил дорогу только на зеленый свет, всегда умывался и чистил зубы, а однажды ослушался маму и пошел на речку без спроса и его украла злая колдунья.

Окончание сказки тоже должно быть закономерным: добро должно победить зло, а герой выдержать все испытания и вернуться домой. Потом можно будет придумывать новые приключения и путешествия. Даже если такое занятие кажется вам несерьезным, задумайтесь, сколько детских писателей прославились своим умением придумывать необычные истории. Взять того же Джона Роналда Руэла Толкиена, который придумывал сказки, чтобы порадовать своих детей.

Герой без Пути – не герой! Что такое «путь героя»?

Несмотря на то, что сказки кажутся предельно простыми по сюжету, в них всегда есть структура с основными поворотами, соответствующим концепции «пути героя».

Что такое «путь героя»?

Это понятие существовало в мировой литературе с самых древних времён, когда люди стали записывать первые мифы. Если вкратце: это становление человека как личности, прохождение им всех этапов от рождения до смерти, преодоление различных кризисов, испытаний и порогов.

Вот почему сказка имеет такой мощный воспитательный эффект: в ней зашифрован, сжат, словно внутренняя пружина, глубинный образ становления человека. Он изложен в лёгкой и ненавязчивой форме сказки с волшебным антуражем, но эта скрытая пружина смысла помогает читающему неосознанно встраиваться в те реалии, которые его окружают.

Идеи для сказки

Так, ненавязчиво и аккуратно, сказка вносит в читателя импульс собственного развития, поиска личных истин, ответов на волнующие вопросы. Вот почему так важно воспитывать детей на хороших, чистых и мудрых сказках, автором которых можете стать вы сами!

И потому же сюжет всех сказок, по сути, одинаков, неважно, для какой возрастной категории она написана: герой появляется на страницах, получает какой-то вызов, принимает его, проходит обучение у наставника, отправляется за пределы обычного мира, проходит различные испытания, включая подготовительные и главное, а в итоге возвращается в обычный мир с вынесенным уроком и наградой, которой должен мудро распорядиться.

На своём пути он встречает других персонажей с разными архетипами: друзей, врагов, союзников, учителей, плутов, которые так или иначе помогают ему совершить «путь героя» и стать другим, поменять свою судьбу и окружающий мир.

Конечно, все эти этапы – словно части подвижной мозаики, их можно менять местами, развивать, какие-то убирать вовсе, но суть остаётся неизменной: у вас есть сказочный герой, и он должен пройти свой путь через испытания, изменившись в результате. И, в идеале, он должен изменить не только себя, но и повлиять своими благими переменами на окружающий мир.

Предлагаем ознакомиться  Чёрный перец: выращивание в домашних условиях

Вспомните свою любимую сказку. Выделите в ней главного героя. Отметьте, каким он появляется на первых страницах. Задайте себе следующие сюжетные вопросы (каждый вопрос — это поворотный момент сюжета):

  • В какой форме герой слышит зов к переменам?
  • Как он принимает его: сразу или сопротивляется?
  • Почему он всё-так покидает привычный ему мир и начинает совершать необычные действия?
  • Какие испытания он проходит на своём пути, какие из них являются подготовительными, а какое – главным?
  • Какой урок и награду выносит герой из этих испытаний?
  • Что меняется в его взглядах на мир, от чего ему приходится отказаться, и что он приобретает взамен?
  • Каким он предстаёт перед нами на последних страницах сказки? Что поменялось в нём навсегда?
  • Что он даёт миру и окружающим его людям в финале сказки?

Видите, сколько вопросов… Не на все можно найти ответ, ведь сказки бывают очень разными. Но опорные точки сюжета, о которых я вам рассказала выше, вы обязательно нащупаете. Попробуйте встроить героя, который у вас сложился в результате работы над героем, в стандартную схему «пути героя».

Не советую сразу писать сложную сюжетную сказку – попробуйте оттолкнуться от вопросов, изложенных выше и выстроить на них свою первую сказку: у вас уже получится хорошая классическая сказка. А мастерство, неповторимый авторский стиль и необычность приёмов – дело наживное: от сказки к сказке будет получаться всё лучше! О стиле и приёмах подробнее — в этой статье. Главное – начать.

«Сказка рядом» — творческий поток-погружение для тех, кто хочет понять, как написать сказку самому

У меня в соцсети «ВКонтакте» есть своя литературно-писательская группа «Живое Слово», для тех, кто любит хорошую литературу и сам не чужд писательству. В этой группе можно как просто общаться с близкими по духу людьми, так и учиться писательскому мастерству на различных курсах.

Для тех, кто любит сказки и всё, что так или иначе к ним относится, мы разработали специальное направление-поток «Сказка рядом», который действует на постоянной основе. Каждый желающий писать сказки или просто хорошо провести время в творческой обстановке, может принять в нём участие за символическую плату в 1000 рублей за календарный месяц участия.

В группе «Сказки» пишут и общаются совершенно разные люди – и абсолютные новички, впервые взявшиеся за «сказочное перо», и более опытные авторы, уже имеющие какой-то писательский опыт.

Группу ведёт несколько кураторов, имеющих литературный и педагогический опыт, в комментариях к заданиям и сочинениям участники получают обратную связь, советы и рекомендации. В общем чате участники непринуждённо общаются между собой, часто становятся друзьями.

В потоке «Сказки» участникам предоставляются дополнительные материалы по написанию сказок, включая работу над героями, сюжетом, деталями атмосферы. Каждую неделю выходят различные задания, помогающие преодолеть страх перед писательством, «разогреться», повеселиться и получить заряд и идеи для вдохновения.

Самые интересные сказки публикуются (с согласия автора) в центральной группе «Живое Слово», где получают реакцию широкого круга читателей. По желанию участника за дополнительную плату можно откорректировать, отредактировать написанные вами сказки и даже оформить их потом в сборник, подготовить его к печати.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Итак, как же написать сказку самому? Если вы предпочитаете работать самостоятельно, то, помимо этой статьи вы можете изучить дополнительно статьи по героям, сюжетам и деталям в «Живом Слове».

https://www.youtube.com/watch?v=https:85XH0zEsRzs

Если же вам легче пишется в коллективе единомышленников: добро пожаловать в поток «Сказка рядом» – и получить результат, на который вы даже и не могли рассчитывать, потому что наш весёлый дружный и творческий коллектив творит чудеса! Приходите и убедитесь сами, что написать сказку самому не только возможно, но легко и весело!

Оцените статью
Выращивание
Adblock detector